По мере удаления от тоники вправо или влево (см. схему выше) постепенно уменьшается звуковая связь с ней (количество общих звуков), что приводит к возрастанию неустойчивости. Функциональная яркость аккордов определяется степенью контраста их звукового состава по отношению к тонике. Например, VI — самая слабая субдоминанта, а II — самая сильная.
Аккорд на III ступени называется медиантой (или верхней медиантой), а на VI ступени — субмедиантой (или нижней медиантой). Функция медиант может меняться, т.е. например, VI может быть использована как в качестве тоники, так и в качестве субдоминанты. В разных ладах могут иметься свои особенности: например, в гармоническом миноре трезвучие III не применяется в качестве тоники, т.к. несмотря на наличие с тоникой двух общих звуков, является резко неустойчивым аккордом (увеличенным трезвучием).
Основное направление гармонического движения, как уже говорилось, выглядит следующим образом:
T - S - D - T
T - S - T - D - T
Любая функция этой схемы может быть заменена одним из побочных представителей той же самой функции.
Побочный аккорд может не только заменять свой главный, но и появляться и до, и после него. Для такого гармонического движения (внутри функциональных групп) характерна тенденция к усилению функциональной яркости — более слабый представитель функции тяготеет к переходу в более сильный. При обратном движении возникает эффект "упрощения" гармонии, ослабления напряжённости. Таким же образом, в последовательностях аккордов одной функции септаккорды чаще применяются после трезвучий, но не наоборот.
Нон- и более сложные аккорды несколько теряют свою функциональную определённость, т.к. звучат достаточно сложно и имеют много общих звуков с соседними созвучиями в ладу. Поэтому, например, доминантнонаккорд — более слабая доминанта, чем доминантсептаккорд. Таким образом, аккорды сложнее септаккорда используются в основном в "красочных", а не функциональных целях.
Аккордовые последовательности
Септаккорды на ступенях натурального и гармонического минорнорго лада, пример в тональности ля-минор:
II IV VI I III V VII
Bm7b5 Dm7 Fmaj7 Am7 Cmaj7 (Сmaj7#5) Em7 (E7) G7 (#Go)
Септаккорды на ступенях натурального и гармонического мажорнорго лада, пример в тональности до-мажор:
II IV VI I III V VII
Dm7 (Dm7b5) Fmaj7 (Fm#7) Am7 (bAmaj7#5) Cmaj7 Em7 G7 Bm7b5
Кратковременный уход в другую тональность в процессе изложения музыкального построения (например, периода) называется отклонением. Переход в новую тональность и завершение в ней музыкального построения называется модуляцией. Отклонения и модуляции достигаются применением гармоний группы доминанты и субдоминанты последующей побочной тональности, приводящих к её тонике. Простейший пример отклонения из тональности ля-минор в тональность ре-минор, часто используемый в лёгкой и популярной музыке, вплоть до бардовской песни:
Am - A7 - Dm
Существуют различные приёмы реализации отклонений и модуляций. Например, многие аккорды текущей тональности могут быть рассмотрены как аккорды других ступеней другой тональности и т.д. Подробно способы отклонений и модуляций рассматриваются в курсе гармонии. Хотя выше в целом уже описано, как строить аккордовые последовательности, необходимо понимать, что в реальной музыкальной практике полно различных нюансов (и исключений из правил), которые здесь не были рассмотрены (например, двойные доминанты, неаполитанский аккорд, различные способы модуляций и отклонений и т.д.).
Простые универсальные последовательности (главные трезвучия и доминантсептаккорд, в "гитарных" тональностях):
Am - Dm - E7 - Am
Em - Am - B7 - Em
Dm - Gm - A7 - Dm
Bm - Em - #F7 - Bm
Dm - Am - E7 - Am
Am - Em - B7 - Em
Gm - Dm - A7 - Dm
Em - Bm - #F7 - Bm
С - F - G7 - C
D - G - A7 - D
G - C - D7 - G
E - A - B7 - E
A - D - E7 - A
F - C - G7 - C
G - D - A7 - D
C - G - D7 - G
A - E - B7 - E
D - A - E7 - A
Вторая ступень в качестве субдоминанты и близкие по смыслу приёмы:
Am - Bm7b5 - E7 - Am
Am - Dm6 - E7 - Am
С - Dm - G7 - C
С - Dm7b5 - G7 - C
Седьмая ступень в качестве доминанты:
Am - Bm7b5 - #Go - Am
С - F - Bo - C
Использование медиант:
C - Am - Dm - G7 - C
C - Am - F - G7 - C
Am - Dm - G - C - Am
Am - G - F - E - Am
Небольшие отклонения с использованием доминантсептаккордов:
C - A7 - Dm - G7 - C
Am - A7 - Dm - E7 - Am
C - E7 - Am - A7 - Dm - G7 - C
Am - G7 - C - E7 - Am
Двойная доминанта (доминанта к доминанте):
Em - #F7 - B7 - Em
Неаполитанский аккорд (субдоминанта на второй пониженной ступени лада):
Am - bB - E7 - Am
Цепочки доминантсептаккордов (ходами на кварту вверх, аналогично ходу тоника-субдоминанта):
Em - A7 - D7 - G7 - C7 - #F7 - B7 - Em
Аккордовая последовательность, приводящая к нисходящей хроматической гамме в басу:
A - E7/#G - A7/G - D/#F - F7 - A/E - E7 - A
Аккордовая последовательность, приводящая к восходящей хроматической гамме в басу:
Am - bB - E7/B - Am/C - A7/#C - Dm - #Do - E7 - Am
|